|
ИСТОРИЯ ГОРОДА С ОСНОВАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
На высоком берегу Волги, между Саратовом и Волгоградом стоит Камышин.
Городу - более трех веков.
Биография города связана с речкой с ласковым названием Камышинка,
верховья которой близко подходили к притоку Дона - Иловле. Узкий
водораздел между ними издавна был переволокой на Волго-Донском водном
пути. Им пользовались дружины киевского князя Игоря, он надежно служил
донским казакам. В 1580 году здесь из Иловли в Камышинку переправился
легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Отсюда он пошел на Каму, а затем -
на покорение Сибири.
Первую попытку соединить каналом Иловлю с Камышинкой сделал турецкий
султан Селим II вместе с крымскими татарами. В 1568 году его войско из
Азова поднялось на судах по Дону. Достигнув междуречья Иловли и
Камышинки, тысячи турок и татар стали рыть канал, но довести до конца
это тяжелое дело не смогли. Оставшийся с тех пор глубокий земляной ров
известен в Камышине под названием "Турецкий вал". В 1668 году по указу
царя Алексея Михайловича около того места, где речка Камышинка впадала в
Волгу, была построена небольшая крепость для охраны водного пути и как
опорный пункт борьбы с восстававшими казаками и крестьянами. Но крепость
оказалась непокорной. Через два года ее гарнизон, отворив ворота,
перешел на сторону одного из отрядов Степана Разина, прибывшего из
Царицына. Восставшие казаки и крестьяне сожгли город. Однако вскоре на
пепелище стал снова селиться "прихожий люд". Крепость была усилена
караульным гарнизоном. В 1692 году ее переименовали в город Дмитриевск в
честь прибывшего из Казани и размещенного здесь стрелецкого
Дмитриевского полка.
В приволжских степях не раз вспыхивали крестьянские волнения и бунты.
Дмитриевцы постоянно принимали сторону восставших. 1704 году отряд
царских карателей во главе с князем Дмитрием Хованским сжег город за
участие его жителей в казачьем восстании против "бритья бород и одевания
немецкого платья". Крепость перенесли на правый берег Камышинки. Но
через четыре года в Дмитриевск без боя вошел один из отрядов Кондратия
Булавина. Солдаты гарнизона перешли к булавинцам. Отсюда они двинулись в
сторону Саратова.
Жители города встречали хлебом-солью войско Емельяна Пугачева.
Крестьянский вождь написал в Дмитриевске указы калмыцкому князю Бамбуру и
атаману Антиповской станицы Ивану Платонову с требованием
присоединиться к его войску.
Летом 1695 года во время первого азовского похода против турок в
Дмитриевске побывал Петр I. Он обратил внимание на узкий перешеек между
реками Иловлей и Камышинкой и решил соединить здесь каналом Волгу с
Доном. Канал прокопали почти до половины, сделали даже несколько шлюзов,
но строительство его так и не было завершено. Недалеко от Камышина есть
город, который так и называется - Петров Вал. Несколько сохранившихся
километров канала напоминают о том далеком времени. Второй раз Петр I
посетил Дмитриевск в конце июля 1722 года, направляясь в персидский
поход. Предание гласит: воевода города угостил царя таким сочным и
сладким арбузом, что он, воскликнув: "Зело отменный плод!", приказал
произвести троекратный салют и отлить большой медный арбуз для
укрепления его на шпиле городской ратуши. Приказ царя был исполнен. Но
во время одного из пожаров эта реликвия исчезла.
В 1780 году указом Екатерины II Дмитриевску было возвращено прежнее имя -
Камышин. Как уездный город он вошел в Саратовское наместничество. Тогда
же был утвержден первый герб города: "Трава, называемая камыш, в белом
поле, от которого город сей название свое получил".
К началу XX века в Камышине проживало около 18 тысяч человек и было
более двухсот магазинов и лавок. Купцы привозили товары из Москвы,
Варшавы, Лодзи, Астрахани, Нижнего Новгорода и других больших городов.
Имена купцов Шемякина, Абызова, Ткаченко, братьев Альтуховых по сей день
помнятся как символы богатства и благополучия. Три брата Альтуховых
выстроили свои дома на перекрестке центральных улиц Базарной и
Саратовской (ныне Пролетарской и Саратовской). Дома эти сохранились по
сей день.
У города располагалось несколько пристаней: лесная, рыбная, пристани
пароходных обществ и Восточного общества нефтяных складов братьев
Нобелей. Камышин являлся значительным перевалочным пунктом по отправке
хлеба из Нижнего Поволжья, и в конце прошлого века был выстроен элеватор
на 400 тысяч пудов.
В 1894 году открылось железнодорожное сообщение, и Рязано-Уральская
железная дорога построила в городе водопровод, мост через Камышинку и
вокзал. Ежедневно отправлялись два поезда - почтовый и пассажирский.
Затем РУЖД построила при лесной пристани лесотаску - лесоразвозную
дорогу, а местные купцы - пять лесопильных заводов для сплавляемого
леса.
Помимо лесопилок в городе существовало около трех десятков мелких
промышленных заведений: кожевенные, салотопенные, овчинные, кирпичные,
мыловаренный и пивоваренный заводы, паровые мукомольные мельницы,
механический завод с чугунолитейным цехом. Первая электростанция была
построена в 1912 году. В городе существовал ежедневный рынок, летний
клуб, около которого выступали заезжие цирки и гастролеры. Существовала
городская бибилиотека и частный музей древностей. В начале века был
построен Народный дом для отдыха рабочих и служащих, при котором
существовал любительский театр.
Много замечательных людей дал стране Камышин, много их побывало здесь за
время его более чем трехсотлетней истории. В Камышине родилась и
провела детские годы жена, верная спутница жизни Н. Г. Чернышевского -
Софья Сократовна. В 1865-1866 годах здесь находился в ссылке выдающийся
армянский революционер-демократ, поэт, философ и литературный критик
Микаэл Налбандян, друг Герцена и Огарева. Самым примечательным из
дореволюционных зданий остается нынешний Краеведческий музей - бывший
дворец графа Олсуфьева, близкого друга Льва Толстого. Известный
скульптор Н.П. Волконский прожил в Камышине тридцать лет, высланный в
Камышин в 1927 году из Саратова и украсивший городской Александровский
парк своими скульптурами.
Первые социал-демократические кружки в Камышине появились в начале 1900
года, а весной 1905 года была создана городская социал-демократическая
организация. Под ее воздействием 1 мая 1905 года началась забастовка
рабочих лесозавода. В первомайской демонстрации 1906 года приняло
участие более 1500 человек. В августе того же года под руководством
комитета РСДРП в Камышине произошло вооруженное восстание против
царизма. 9 ноября 1917 года власть в Камышине взял Совет рабочих и
солдатский депутатов.
В годы Великой Отечественной войны, когда шла Сталинградская битва,
Камышин стал прифронтовым городом. Здесь был создано народное ополчение,
из которого позже образован отдельный стрелковый полк. Камышинской
переправой через Волгу пользовались воинские части, в том числе и 13-я
гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. Во время войны в
Камышине некоторое время жил Михаил Шолохов. Здесь он начал свой роман
"Они сражались за Родину". В дни Сталинградской битвы здесь не раз бывал
известный писатель и журналист Василий Гроссман. После ранения лечился
поэт Евгений Долматовский. Многие камышане удостоились звания Героя
Советского Союза - И.Ф. Базаров, Г.Н. Липкин, С.С. Давыдов, И.А.
Лазарев, В.А. Федорков, В.С. Новиков и известный всей стране благодаря
книге Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" летчик А.П. Маресьев.
Любой
камышанин, отвечая на вынесенный в заголовок статьи вопрос,
естественно, скажет: «Камышин основан в 1668 году по указу царя Алексея
Михайловича». И будет прав. Однако нам удалось обнаружить сведения, которые относят дату рождения города на более ранний срок.
Начнем, как писал Пушкин, ab ovo, то бишь с самого начала… Первое упоминание о Камышине находим в описании путешествия купца Федора Котова (1634 год): «От
Саратова 7 верст до Камышенки, где речка Камышенка вышла из степи на
нагорней стороне, а над речкой на горе высоко стоит острожек стоячей, а
тут стоять по пятисот и по семисот стрельцов с весны до осени, а как на
осень пойдут с астороханским товаром, так и острожек сожгут…».
Для чего острожек с казаками написано дальше: «Стрельцы воровских
казачков имают, а иных побивают». Но острожек, да еще
построенный на теплый сезон, это, как вы понимаете, еще не город.
Поэтому идем дальше и находим интересный документ, о котором почему-то
никто не упоминал ранее! А именно «Донесение королеве Христине из
Москвы 16 ноября 1652 года». «По глубокообязаннейшему
смирению было (послано) мое последнее (письмо) Вашему Королевскому
Величеству, на которое я подданнейше ссылаюсь. С тех
пор сюда пришло несомненное известие, что калмыцкие татары вторглись (в
Россию), осадили на Волге между Казанью (Casan) и Астраханью
(Astrakan) 3 города, а именно Самару (Samara), Саратов (Saratof) и
Камышин (Camirzin). Как я извещен, если бы они хорошо укрепились, то
проход от Астрахани и следовательно из Персии они могут загородить и
держать Волгу запертой, что (для русских) было бы большим убытком. 16
ноября 1652 г. Иоганн де Родес». Кто же такой Иоганн де Родес и можно ли ему верить? Выясняется, можно! Иоганн де Родес служил шведским торговым представителем в Москве. По
сути, он был тайным агентом под прикрытием шведского торгового
представительства, но сегодня его скрупулезные донесения служат для нас
важными документами, которые рисуют картину прошлого Российской
державы. Родес посылал своему правительству ценные данные о внутренней и
внешней торговле России, с точным указанием цен, объемов экспорта и
импорта и т. д. Это богатый источник по истории русско-шведских
торговых и политических взаимоотношений середины XVII века. Сегодня
донесения Родеса хранятся в Государственном архиве Швеции. Большая
часть из них издана и переведена на русский язык. Спорное,
конечно, утверждение, про «Камышлы-Камышин» в 1321 году. Но важно
понять главное: наш город как географическая точка имеет глубокие
корни, здесь творилась история, жили разные народы, а теперь историю
Камышина на Волге создаем мы с вами.
Где искать Камышин на старинной карте монаха Фра-Мауро?
1459 год. Монах ордена камальдулов Фра-Мауро по заданию сената Венеции заканчивает работу над картой мира.
Этот титанический труд прославит его имя на века, но вместе с тем
оставит множество вопросов, один из которых напрямую связан с Камышином.
О карте монаха, монетах золотой орды и истории нашего города на нашем
сайте беседуют исследователь истории, археологии и нумизматики
Золотой Орды, кандидат исторических наук Александр Пачкалов (Москва)
и руководитель клуба исторических изысканий «КамышинStar» Леонид Смелов.
Л. Смелов: Александр Владимирович, в научной
литературе опубликована ваша работа «Calmuzi Sara на карте Фра-Мауро
(1459 г.)». Чем же привлек вас труд венецианского монаха?
А. Пачкалов: Не меня одного! Эта карта уже не одно
столетие интересует ученых разных специальностей. Правда, в научной
литературе отмечалось, что многие объекты на ней отображены неточно или
вообще являются плодом воображения автора. Тем не менее территория
Нижнего Поволжья на карте Фра-Мауро — это объект давних исследований.
Однако до сих остается много неясного в топонимах (названиях),
обозначенных на карте. По моему мнению, совершенно справедливым выглядит предложение известного археолога А. П. Григорьева: «Не мешало бы
собрать воедино и переиздать все известные науке европейские
средневековые карты, на которых нашли хоть какое-то отражение территории
России и Золотой Орды, составив при этом их общий указатель
географических названий. Уверен, что подобное исследование даст свои
плоды. В частности, оно поможет в деле привязки определенных ордынских
населенных пунктов к десяткам уже разведанных, но пока безымянных
городищ».
Л. С.: Давайте от всего Поволжья перейдем непосредственно к Камышину:
А. П.: Давайте! На карте Фра-Мауро на правом берегу
нижнего течения Волги имеется надпись (населенный пункт) Calmuzi Sara.
А ведь еще в 1912 году исследователь Фридманн напрямую высказал
предположение, что вышеупомянутый топоним соответствует современному
городу Камышину. Однако в то время оно не было аргументировано
и не получило дальнейшего развития.
Л. С.: Но ведь на территории Нижнего Поволжья в XIV веке располагалось значительное количество золотоордынских населенных пунктов…
А. П.: Конечно, и, к сожалению, археологически они
изучены весьма неравномерно. В частности, о золотоордынском поселении,
располагавшемся на правом берегу Волги в Камышине, известно немногое.
Первые сохранившиеся сведения об археологических находках в вашем
городе относятся к концу XIX века. В Историко-географическом словаре
Саратовской губернии, составленном А. Н. Минхом, со ссылкой на сообщения
священника Троицкой церкви Позднева (1888 год) указывается, что
в местности старый город (расположенной в северной части и окруженной
валом) после дождей находили мелкие серебряные монеты с татарскими
надписями. Некоторые из этих монет были переданы священником
в саратовский Радищевский музей. Более подробных сведений о находках,
к сожалению, не сохранилось. Сами монеты были, вероятно, утеряны.
Приведенные данные и имеющаяся у меня информация о монетном обращении
на территории Нижней Волги убеждают, что священником были обнаружены
именно золотоордынские монеты!
Л. С.: Какие еще находки стали предметом вашего научного обоснования?
А. П.: В начале XX века протоиерей Петропавловский
сообщал саратовскому краеведу А. А. Кроткову о находках джучидских монет
(монеты Золотой орды — улуса Джучи) в Камышине. Таким образом, в городе
джучидские монеты находили неоднократно! По мнению исследователя
золотоордынской культуры Б. В. Зайковского, много раз бывавшего у вас
в гостях, находки золотоордынских монет в местности «старый город»
свидетельствуют о существовании на этом месте средневекового поселения.
Атрибуция всех найденных монет, к сожалению, осталась неизвестной.
Но прославленный археолог Г. А. Федоров-Давыдов в сводке находок
джучидских монет указывает, что они обнаружены в Камышине (в том числе
по одной монете ханов XV века Шадибека и Мухаммеда ибн Тимура!)
Л. С.:
Александр Владимирович, монеты — это ваш профессиональный конек,
вы опубликовали немало работ по их классификации и сравнению. А были ли
еще какие-либо находки?
А. П.: Дополнительная информация
о золотоордынском поселении на территории Камышина была получена в 1909
или в 1910 годах, когда, по информации члена Саратовской ученой архивной
комиссии В. Н. Павельева, на берегу Камышинки в местности старый город
местными жителями случайно были найдены предметы средневекового
периода — кольчуга и керамика, близкая по типу золотоордынской.
На территории Камышинского района известны находки кладов с монетами
Золотой Орды.
Вызывает интерес также то, что, по сведениям Б. В. Зайковского,
напротив Камышина в городе Николаевске также располагалось
золотоордынское поселение. Очевидно, что переправа в этом месте через
Волгу была еще в средневековье. В 1980 году в Николаевске у самого
берега Волги был случайно найден клад серебряных монет Золотой Орды.
Исследователям удалось собрать информацию о более чем 300 экземплярах
(в самом кладе монет было больше, но они разошлись по рукам). Судя
по составу клада, он, как и многие другие, был сокрыт во время
гражданской войны в Золотой Орде (в 1360-е годы).
Л. С.: А если сравнить топонимы?
А. П.: Известный востоковед, профессор И. Н. Березин
еще в середине XIX века (то есть до появления данных о находках
золотоордынского времени в Камышине!) высказал предположение:
современный Камышин может соответствовать Желтой Трости — Сары-Камышу,
месту выдачи ярлыка ханши Тайдулы в 1347 году. Локализацию И. Н.
Березиным Желтой Трости у Камышина признавал и уже упомянутый нами выше
Г. А. Федоров-Давыдов. Другой исследователь В. В. Григорьев не принял
версию И. Н. Березина. Действительно, в тексте ярлыка нет указаний,
которые позволили бы локализовать топоним. Версия И. Н. Березина
основывалась лишь на внешнем сходстве двух названий.
Но в недавней
работе А. П. Григорьева была высказана еще одна версия локализации.
По его предположению, возможно, Желтая Трость — Сарыкамышская котловина
в районе Хорезма. Однако в другом месте этой же работы автор полагает,
что Сарыкамыш — название реки Камышинки. О каком же еще поселении может
идти речь, как не о вашем городе, который расположен в устье этой реки?!
Связь места выдачи ярлыка Тайдулы и Сарыкамышской котловины, на мой
взгляд, вызывает сомнения. Помимо этого, источниками не подтверждается
место кочевки ханской Орды в середине XIV века в районе Хорезма. Исходя
из этих данных, более предпочтительной является локализация Желтой
Трости именно в вашем регионе. К слову, Григорьев также напоминает, что
возле Камышина разведано городище, именуемое ныне Шишкин Бугор.
Л. С.: Ага, вот и появился знаменитый Шишкин бугор.
Золотоордынское городище в этом месте известно достаточно давно. А ведь
есть еще и городище около Терновки. Куда же обратят свой взор
археологи?
А. П.: Название Шишкин бугор фиксируется уже
в источниках XVII века. Бугор расположен между деревнями Антиповка
и Сестренки. Известно, что в начале XX века здесь находили предметы
золотоордынского времени, в том числе и монеты.
Л. С.: Я знаю, что будучи научным сотрудником
института археологии РАН вы посетили наш край. Вы лично обнаружили
что-нибудь интересное?
А. П.: При посещении мною Шишкина бугра в конце
1990-х годов никаких следов поселения замечено не было. Очевидно,
золотоордынское поселение на бугре не являлось значительным. Однако оно
неоднократно упоминается в археологической литературе. Ваш город, как
известно, получил название от речки Камышинки, впадающей в Волгу.
Название реки существовало уже в начале XVII века — оно упомянуто
в Книге Большого Чертежа всему Московскому государству, составленному
по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича после 1552 года.
В связи с топонимом, упомянутым в ярлыке Тайдулы, интересно вспомнить
данные, сообщаемые китайским послом Ту Ли-Шенем (начало XVIII века).
В его отчете среди нижневолжских топонимов упоминается и русский город
Сира Камуси — несомненно, современный Камышин! Таким образом, очевидно,
что к русскому уже тогда Камышину иногда добавлялось определение желтый.
Л. С.: Давайте вернемся к карте монаха Фра-Мауро и названию Calmuzi Sara: Так есть ли наш город на древней карте или нет?
А. П.:
На месте Камышина, безусловно, было средневековое золотоордынское
поселение. Это факт. Отождествление же этого населенного пункта
с поселением, обозначенным на карте монаха Фра-Мауро, является научной
гипотезой, основанной на информации о следах золотоордынского поселения
на территории вашего города и о размещении Calmuzi Sara на правом берегу
Волги.
Также вполне возможна связь между топонимом Сарыкамыш в ярлыке
Тайдулы и надписью Calmuzi Sara на карте Фра-Мауро. Известно, что
на западноевропейских средневековых картах многие золотоордынские
топонимы переданы с большими искажениями. Если в Calmuzi Sara
переставить слова местами, то мы получим очень сходное словосочетание.
Наличие следов золотоордынского поселения в городе Камышине, древность
этого топонима, упоминание его Ту Ли-Шенем в форме Сира Камуси позволяют
допустить возможность того, что место выдачи ярлыка Тайдулы (Сарыкамыш)
может быть связано с современным городом Камышином.
Леонид Смелов: Ваше исследование еще раз
подчеркивает, что камышинский край — это настоящий перекресток миров,
наций и культур. Александр Владимирович, что бы вы пожелали камышанам?
Александр Пачкалов: Любите свой город, интересуйтесь
его историей и помните о его славном прошлом. Нам чрезвычайно важно
сохранить наше историческое наследие, поэтому я хочу обратиться
к жителям Камышина и Камышинского района с просьбой сообщать
исследователям о находках древностей. Надеюсь, научные пути вновь
приведут меня к вам в гости, и мы сможем открыть еще много нового!
| |